Выставка "Духовное краеведение Северного Кавказа"-2

Выставка "Духовное краеведение Северного Кавказа"-2

1. Наше третье путешествие – это посещение древних аланских земель. Сегодня это не совсем спокойный многоконфессионный регион – республика Карачаево-Черкессия. Но здесь находятся остатки аланской культуры – одной из первых принявших Православную веру на Северном Кавказе. Границы древней Алании  были сопряжены со Сванией, царица, которой гостеприимно пригласила в свою страну апостола Андрея Первозванного и подобно равноапостольному князю Владимиру, крестилась сама и крестила свой народ еще на заре Христианской веры в 1 веке по Рождестве Христове.
Ныне разрушенная Тамерланом в 13 веке, Алания ушла в небытие и только ее древние памятники напоминают нам о ее былом величии. До сих пор они загадочны и непонятны и хранят в себе много тайн. 
Дорогу к Сентинскому храму нам указал настоятель храма св. ап. Петра и Павла станицы Зеленчукской отец Евгений Субтильный. Тем не менее нам пришлось немного поплутать, пока мы не вышли на широкую грунтовую дорогу, ведущую в горы. Увлекшись красотой мест и горных пейзажей, мы прошли нужный поворот и только сверху увидели цель нашего путешествия- Сентинский храм 10 века. Пришлось возвращаться обратно. Само по себе интересно то, что храмы в Алании строили на горе. А рядом с Сентинским храмом сохранился древний мавзолей. Неизвестно кто в нем был похоронен. 
 И еще о. Евгений очень заинтересовался нашим проектом, разместил информацию о нас на сайте Южного Карачаево-Черкесского благочиния http://blagoug.ru/feed/?paged=2. И сказал, что замечательно, что наши поездки привлекут внимание общественного мнения к православным храмам, монастырям Карачаево-Черкессии. Многие эти объекты являются собственностью Карачаево-Черкесской республики, написано на табличках «Охраняется государством», но находятся в плачевном состоянии. Бывший женский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный в долине у подножия Сентинского храма в котором в годы Советской власти был детский дом, а с 1990-х годов были просто жилые помещения, сейчас пустует, надстроенные из дерева вторые этажи гниют, разрушаются, крыши давно пришли в негодность. В Сентинском храме пасутся коровы, оставляя после себя характерные «следы». Непонятно как все это сохранилось до наших времен. Ни за храмом ни за мавзолеем никто не следит и все постепенно разрушается.
Вид на долину реки Теберда с горы, где стоит древний Сентинский храм, просто потрясающий. Но нам надо было спешить, так как предстояло посетить еще один древний 10 века - храм  Шоанна.
Храм этот находится рядом с Карачаевском. У подножия горы, на которой стоит храм есть памятная плита со своеобразным изображением великомученика Георгия Победоносца, похожего на кавказского джигита на коне.
Этот подъем на гору был полегче, чем к Синтинскому храму, но из-за усталости, не таким быстрым. К подножию горы, на которой расположен храм, можно подъехать на машине, но не на автобусе. Поэтому мы с ребятами отправились пешком. Храм находится в труднодоступном месте, не все из нас смогли подняться, но те кто смог – не пожалели об этом. В Шоанинском храме разрешено проводить службы Русской Православной Церкви, он уже выглядит совсем по-другому, вставлены деревянные под старину, окна, двери, по стенам иконы, подсвечники, желающие могут поставить свечи, заказать требы. На территории храма есть скамеечки для посетителей. 74-летний служитель Хрусов Михаил Александрович, который каждое утро поднимается в гору, чтобы открыть храм для посетителей и каждый вечер спускается с горы, встретил нас очень приветливо, рассказал много интересных фактов, как о истории храма Шоана, так и о современной его жизни и его посетителей. Для сведения мы поднимались часа полтора с двумя передышками по 10 минут. Понятно теперь почему горные жители живут дольше, чем равнинные, а особенно городские. 
Очень интересна архитектура, как внешняя так и внутренняя. На внутренних стенах сохранились древние неизвестные надписи, похожие на   арабские. Знакомство с неизвестной культурой оставляет много вопросов. Именно с таким впечатлением от множества тайн и загадок ребята возвращались домой.
    Христианство на Северном Кавказе.                                                                                                                         В Ι веке от Рождества Христова, когда апостолы разошлись по разным концам Земли с Благой Вестью, Кавказ был ареной соперничества Рима и Парфии. Конечно, влияние империй распространялось в основном на Закавказье, но и земли к северу от Кавказских гор не оставались в стороне от событий мировой истории.По преданиям, со стороны Черного моря на Кавказ могли приходить апостолы Андрей Первозванный , Матфий и Симон Кананит, а со стороны Каспия — Варфоломей. Существует легенда, что апостол Варфоломей встретил мученическую смерть в окрестностях ныне дагестанского города Дербент. В IV веке христианство укоренилось в Грузии, Армении и Кавказской Албании (государстве на территории современного Азербайджана). Тогда же появляются первые, полулегендарные сведения о монастырях в Алании. Важной вехой в истории христианства на Северном Кавказе стали миссии византийского императора Юстиниана на черноморском побережье в середине VI века среди абхазо-адыгских народов. По-видимому, тогда сеть православных епархий, подчиненных Константинополю, охватила территории от моря до нынешней Северной Осетии.
В VII веке византийцы отступили с Кавказа под ударами зороастрийской Персии. Разрушительная война между императором Ираклием и шахом Хосровом опустошила земли от Черного моря до Персидского залива, и вскоре на обезлюдевших землях воцарилась третья сила — ислам. В эти годы северо-кавказские епархии временно переподчинились патриарху Грузии. В Х веке возникает формально подчиненная Константинополю Аланская митрополия, окормлявшая так или иначе народы от Черного моря до Каспия. Ее центр, по данным археологов, находился в долине реки Зеленчук в нынешней Карачаево-Черкессии. В Χ-ΧΙ веках большинство современных народов Северного Кавказа, от адыгов до дагестанцев, были крещены… Так называемое "великое крещение алан" относят к 916 году. Но в это же время с юга начал распространяться ислам, тюрки-мусульмане заселяют Азербайдажан.
Аланское государство было сокрушено монгольскими ордами в ΧΙΙΙ веке. В ΧΙV веке по предгорьям прокатилось нашествие Тамерлана. Цивилизация пришла в упадок, от многих цветущих городов не осталось даже руин. Аланы (предки осетин) и адыги (предки адыгейцев, кабардинцев и черкесов) уходят с равнин в горы, часть аланов переселяется в Закавказье. В предгорья отступает также часть половецких кочевых племен — будущие карачаевцы и балкарцы. Наиболее сильно пострадал Дагестан, где через Дербентские ворота постоянно проходили орды кочевников. Там православие уступает исламу уже в XIV-XV веках.
На Северном Кавказе возникает проблема, которая будет тяготеть над здешним христианством еще долгие века. Дело в том, что христианская церковь очень уязвима. Таинства, в том числе и главное из них — Евхаристию, — может совершать только священник. Священник может быть рукоположен только епископом, а епископ — другими епископами, ведущими свою преемственность от Христа и апостолов. Поэтому физическое уничтожение или географическое удаление епископата оставляет народ без пастырей. Когда войны захлестнули Кавказ и прервались прежние связи, христианство начало медленно угасать. Многие племена возвращались к языческим верованиям, в которых христианские святые причудливо смешивались с древними богами. В это время ситуацией пытаются воспользоваться католики, из генуэзских колоний Крыма отправляются миссионеры-францисканцы. Несмотря на конечный провал этой миссии, они сыграли не последнюю роль в поддержке гаснущей веры.
Все-таки, в Осетии и частично в Кабарде — наиболее развитых княжествах Северного Кавказа — православие сумело пережить темные времена. Оставались православными и многие роды Адыгеи, Черкессии и Чечни. Сохранялись эпизодические связи с Грузией, с греческим государством в Трапезунде. А с начала XVΙ века устанавливаются первые контакты с Россией. В 1561 году русский царь Иван Грозный женился на кабардинской княжне Марии-Кученей. Памятник Марии Кабардинской и сейчас украшает центральную площадь Нальчика. Однако, судя по всему, до приезда в Россию Мария была язычницей, а крещение приняла уже в Москве.
В 1602 году была основана Астраханская епархия, в территорию которой входили и земли дружественных России народов Кавказа. Однако дальнейшее продвижение русских было на продолжительное время остановлено войнами с Крымским ханством и Турцией (на западе) и с Персией (на востоке). В XVII веке начинается широкое проникновение на Кавказ ислама.
В 1744 году Синод Русской Православной Церкви, ввиду невозможности постоянного окормления Кабарды и Осетии, решает о временной передаче этих земель под омофор Грузинской Церкви. В 1759 году происходит исход православных кабардинцев на северо-восток, они принимают русское подданство и основывают город Моздок (ныне в Северной Осетии). В 1774 году, по мирному договору с Турцией, вся Осетия и Кабарда окончательно входят в состав России.
Россия утвердилась на Северном Кавказе, а вскоре начала продвижение на юг от кавказского хребта. Но адыги на западе и чеченцы на востоке оказали сопротивление централизаторской политике. Началась Кавказская война, важную роль на первом этапе которой сыграл чеченец шейх Мансур, предшественник знаменитого Шамиля. Он объявил России священную войну — джихад, и многие недовольные Россией, но колеблющиеся в религиозном отношении вожди Чечни, Кабарды и Адыгеи приняли ислам. В борьбе с протурецкими мусульманами шейха Мансура правительство императрицы Екатерины решило опереться на лояльных Петербургу мусульман Поволжья. Эта политика продолжилась и при ее преемниках.
В 1840 году секретарь Кабардинского временного суда просил командующего русскими войсками генерала Грабе прислать на Кавказ "просвещенных и благонамеренных мулл", преимущественно уроженцев Казани и Бухары, "дабы на месте и открыто в мечетях могли они уличить Шамиля и его последователей в лживом толковании Алкорана". Начали создаваться духовные управления мусульман, причем в мусульман часто записывали и те роды, где еще сохранялись густо перемешанные с язычеством и исламом православные традиции. В конце ΧVΙΙ - начале ΧΙΧ века христианство окончательно исчезает в Чечне, православными остаются лишь Осетия и отчасти Кабарда.
В 1880 году при содействии Священного Синода было основано Общество восстановления православного христианства на Северном Кавказе. В 1885 году организована Владикавказская епархия (до 1894 года — в составе Грузинского экзархата).
Когда Российская Империя распалась, на территории Северного Кавказа делались попытки организовать Горскую республику (1917-1918 годы). Флаг Горской республики, элементы которого сейчас можно увидеть на государственном флаге Абхазии, состоял из чередующихся трех белых и четырех зеленых полос. Три белые полосы — это православные Абхазия, Кабарда и Осетия, а четыре зеленых — мусульманские Адыгея, Карачаево-Балкария, Чечня и Дагестан. Как видим, сто лет назад, хотя большинство кабардинцев в то время исповедовали ислам, самими горцами-сепаратистами Кабарда воспринималась как страна православной традиции.
Важно отметить,  что упоминаемый здесь Сентинский храм стоял на Шёлковом пути и Шелковый путь никогда не был единой магистралью, а включал в себя различные маршруты, которые разветвлялись, подобно кроне могучего дерева. Так, одна из главных дорог, пересекающих Азию с востока на запад, начиналась в столице древнего Китая Чаньане и следовала до его северо-западных границ. Переправившись через Тянь-Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд, Бухару, Хорезм, далее - к берегам Каспия, а часть - из Самарканда держала путь в Бактрию и Индию. Возникновению торговых связей во многом способствовала разработка в горах Центральной Азии месторождений полудрагоценных камней - лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы. 
 
Главным предметом торговли на караванных путях был шелк, ценимый во всем мире. Например, в период средневековья шелк был самой популярной расчетной единицей, вытесняя из обращения даже золото. Так, в Согдиане цена коня приравнивалась к стоимости десяти отрезов шелка. Шелком платили за выполненную работу, за содержание наемников, шелком можно было откупиться от наказания за преступление. 
 
Впервые «шелковыми» эти караванные дороги назвал венецианский купец Марко Поло, первым из европейцев достигший пределов Китайской империи. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 г. ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай». 
 
По Великому шелковому пути шли не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. Наконец, по караванным дорогам на протяжении столетий шли ученые, исследователи, путешественники и даже воинов.
Когда-то Великий Шелковый Путь, не одно тысячелетие связывавший Европу и Китай и проходивший в том числе и через Кавказ, был дорогой, через которую купцы перевозили предметы роскоши, знания и идеи, дорогой, благодаря которой развивались торговые города, расширялись представления народов друг о друге, совершенствовались формы торговли.
В Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Северной Осетии сохранились метки – храмы и крепости, стоявшие на великом караванном пути.
При императоре Юстиниане, влияние которого простиралось от Африки до Кавказа, были изменены маршруты караванов, идущих из Китая, и перенаправлены к Понтийскому побережью (черноморскому) именно через горные перевалы Северного Кавказа, в обход Персии.

Детальная информация

  • 13.01.2016 08:46:09
  • 670Просмотров

Фото и видео материалы по теме